Журнал учета розничной продажи алкоголя: как вести его правильно

Какие изменения в розничном учете алкоголя могут ввести с 14 декабря 2014 года?
Многим наверняка уже знаком приказ №153, который утверждает форму журнала учета алкогольной и спиртосодержащей продукции. Первоначально было заявлено, что журнал надо будет вести с 14 декабря 2014 года. Однако буквально за две недели до вступления закона в силу вышел другой закон, согласно которому журнал должен вестись с 1 июля 2015 года. Перенос даты объяснили тем, что бизнес еще не готов.
Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка №164 был подписан 19 июня 2015 года. Он предусматривает новую форму ведения журнала учета объема розничной продажи алкогольной продукции, а также порядок его заполнения, которые вступают в силу с 1 января 2016 года. Кроме того, новый приказ отменяет ранее утвержденный приказ №153.
Кого касается ведение журнала? Ведение журнала розничного учета алкоголя затрагивает всех, кто торгует алкоголем по лицензии, в том числе пивом и непищевым алкоголем с содержанием спирта более 25%.
Понятно, что те, кто не будет вести журнал, нарушат законодательство и будут оштрафованы: юридические лица до 200 тысяч рублей, должностные — до 15 тысяч рублей. Стоит отметить, что контролирующие органы вправе привлечь нарушителей к ответственности во внесудебном порядке, то есть фактически прийти и потребовать штраф. Поэтому важно подготовиться и быть во всеоружии.
Как выглядит журнал сейчас?
Перед вами форма журнала, утвержденная приказом №153 ("О форме журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядке его заполнения"). Это скриншот из программы "ДАЛИОН", то есть автоматически сформированный документ. Форма полностью соответствует приказу.

Почему вопрос о ведении учета алкоголя разбирается на примере программного продукта "ДАЛИОН"? Потому что в нем реализована алкогольная декларация, которая формируется полностью автоматически и не требует ручной корректировки. Кроме того, в "ДАЛИОНе" уже сейчас реализован и работает в соответствии с требованиями законодательства журнал учета алкоголя, который также формируется автоматически, по нажатию одной кнопки.
На что обратить внимание: в журнале появляются две части - поступления и расход:
- в части поступления есть графы, многие из которых обозначены невнятно. Например, «Наименование продукции» — имеется в виду поштучно или вида? И не совсем понятная графа «Итого за отчетный период».
- в расходной части есть графы «Содержание записи» (записи по хозяйственным операциям), «Вид наименования», «Емкость», «Количество тары» и «Итого расход за отчетный период».
Именно так, согласно действующему законодательству, выглядит журнал на данный момент.
С 1 января 2016 года - новая форма журнала
Уже сейчас, на стадии принятия решения о законе, есть новая форма журнала, которая выглядит совершенно по-другому. Документ находится на стадии оценки регулирующего воздействия: уже закончились публичные слушания, эксперты высказали свое мнение. Судя по ответам, которые давали разработчики этого документа, можно сделать вывод, что журналу быть.
Как объясняется новая форма журнала? На очередной пресс-конференции, посвященной этой теме, заместитель руководителя РАР Алексей Кружалин сказал: «В целях снижения нагрузки на бизнес и уменьшения издержек розничных магазинов, в настоящее время готовятся поправки в нормативное регулирования в части изменения формы журнала».
Посмотрим, как выглядит новый журнал:

Какие изменения произошли в новой редакции? Прежде всего, мы видим, что из 15 граф в журнале осталось всего восемь, а также нет части «Приход». С одной стороны, конечно, это облегчает жизнь. С другой стороны, появляется графа восемь — «Штриховой код (PDF 417)». То есть, чтобы ввести товар, необходимо зарегистрировать его поштучно и зафиксировать его двумерный код в журнале. Правда это поле не нужно заполнять при ведении журнала учета на бумажном носителе.
Что меняет новый закон?- Закон отменяет приказ №153 от 23 мая 2014 года (и приказ №372) и порядок ведения старого журнала. Этот нюанс четко оговорен в самом документе.
- Журнал теперь охватывает розничные точки, торгующие не только пивом, но и напитками на основе сидра, пуарэ, междовухи.
- Его нужно вести ежедневно, данные о розничных продажах алкогольной продукции должны быть отражены в журнале не позднее, чем через сутки.
Несмотря на то, что официальная цель приказа — упрощение формы журнала, понятно, что основным мотивом стало ускорение внедрения ЕГАИС.
Особенности ведения нового журнала:
- заполняется по месту ведения деятельности, то есть в каждом магазине;
- заполняется по факту осуществления розничной продажи тары (по чекам);
- при продаже в розлив сведения о продукции заносятся в журнал в момент вскрытия тары (однократно). Другими словами, при продаже в розлив, к примеру, пива мы заносим информация в журнал в момент вскрытия упаковки — кеги. Через какое-то время получится, что в чеки попадет вся кега;
- продукция, на которую оформили возврат, заносится в журнал повторно по факту продажи. То есть товар, который вернули, может фигурировать в журнале несколько раз;
- для продукции без акцизных марок и федеральных специальных марок восьмая графа остается пустой. Речь идет о некрепком алкоголе.
Ключевые отличия нового журнала от журнала по приказу №153
Давайте кратко обозначим, что именно изменилось в новой версии:
- нет части «Приход»;
- в части «Расход» отображается только розничная продажа;
- больше не нужно указывать количество тары, потому что для каждой единицы продукции делается отдельная запись;
- нет понятия «отчетный период» (раньше был квартал);
- нет понятия «срок хранения» (был пять лет);
- нет итоговых значений, то есть в журнал заносится только хронология продаж.
Как вести новый журнал? Три варианта
Первый вариант — в электронном виде с использованием программного обеспечения ЕГАИС (журнал формируется ЕГАИС в вашем личном кабинете).
Предполагается, что если розничная точка подключена к ЕГАИС (установлен криптоключ, получена электронная цифровая подпись, на кассе стоит программное обеспечение, совместимое с ПО ЕГАИС), то информация об алкогольной продукции с АМ и ФСМ передается в ЕГАИС, и журнал, таким образом, формируется автоматически в личном кабинете. Пользоваться этой опцией можно уже сейчас.

Второй вариант — в печатном виде. Важно, что имеется в виду именно распечатанный на принтере документ. Информацию собирает специальное программное обеспечение, такое как товароучетная система "ДАЛИОН" и кассовое программное обеспечение, например Frontol.Торговля.
Схема формирования журнала
В качестве примера рассмотрим магазин с двумя кассами и более, в котором реализуется как крепкий алкоголь, так и пиво.
В этом случае вариант ведения журнала один — с использованием ЕГАИС. То есть так, как прописано в законопроекте. При продаже крепкого алкоголя считывается код PDF417, данные накапливаются и передаются через ПО ЕГАИС на сервер ЕГАИС, где и формируется отчет.
Однако в случае с некрепким алкоголем, на котором нет никакого специально идентификатора вроде марок, информацию по ЕГАИС передать невозможно. В такой ситуации необходима специальная программа, которая будет формировать отчет по такому алкоголю.
Получается, что часть данных мы сдаем через ЕГАИС, а часть — с помощью товароучетной программы. К ней подключается несколько касс, и она консолидирует всю информацию, выводя в итоге полностью готовый журнал.
Есть и второй вариант — без использования ЕГАИС — формирование журнала для двух касс полностью в товароучетной системе.
Магазин, в котором одна касса, может формировать журнал непосредственно в кассовой программе.
Это важно!
Если журнал планируется формировать без использования ЕГАИС, то потребуется специальное программное обеспечение. Мы уже подумали об этом и предлагаем готовый вариант ДАЛИОН + Frontol.
Вам будут интересны другие статьи на эту тему:
![]()
Гость
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]()
Виктор
|
У меня маленький бар. Нужна ли мне система ЕГАИС в части покупки и с какой даты? Нужна ли мне система ЕГАИС в части продаж и с какой даты? Спасибо.
|
![]()
borschev
| ||
| ||
![]()
Евгения
|
Значит нужно только отмечать в ЕГАИС приходы? Не нужно вести учёт проливов и вскрытия бутылок с алкоголем? Так как я имею в виду ресторан.
|
![]()
borschev
| ||
| ||
![]()
Ирина
|
Здравствуйте! Как же все-таки правильно заполнять бумажный журнал? Сначала был образец, где итого писалось в столбце штрихкод и далее все суммировалось по каждому наименованию-ккод и сколько. Теперь образец, где все отдельно- итог по наименованию,итог по коду?
И еще вопрос,у нас очень небольшой магазин и бывает,за день нет продаж алкоголя.Как это отражать?Записывать число и прочерки везде?И итог также?Пока есть много непонятного.Заранее спасибо за ответ! |
![]()
Гость
| ||
| ||
![]()
Гость
|
Здравствуйте,работаю в баре. До сих пор не доходит эта система. То есть в пятницу когда в зале полная посадка,я должна переписывать каждую бутылку в журнал? Или как?
|
![]()
borschev
| ||
У нас в "Трактире" такой журнал строится автоматически по тем правилам, которые можно заранее настроить с учетом того, что считать продажей и как рассчитывать объемы. | ||
![]()
Гость
| ||||
| ||||
![]()
Гость
| ||||||
| ||||||
![]()
Гость
| ||||||||
| ||||||||
![]()
Гость
| ||||||||||
| ||||||||||
![]()
borschev
| ||||||||||||
| ||||||||||||
![]()
Гость
|
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста: 1. пробит коктейль, в состав которого входит, например, ром. мы открываем новую бутылку, мы ее записываем в журнал? (ведь произведена продажа не порции рома, а коктейля, в составе которого ром) 2. если алкоголь списывается вручную, например, комплимент гостям (наша система учета не позволяет автоматически пробивать и списвать в таких случаях, приходится списывать вручную), соответственно, продажи нет, но алкоголь реализован, мы записываем в журнал? Заранее, спасибо! |
![]()
borschev
| ||
1. При продаже коктейля - вскрыли бутылку рома, бутылку рома занесли в журнал 2. С комплиментами - аналогично. Вскрыли бутылку для комплиментов - занесли вручную в журнал. Если налили комплимент из "общей" бутылки, то вы эту бутылку и так уже должны были списать при вскрытии. Если ваша система учета считает продажи для журнала по порциям, а потом их переводит в "бутылки", то продавайте эти комплименты отдельно со скидкой в 100%. Ну или добейтесь от разработчиков программы нормального учета комплиментов. А еще лучше - переходите на Трактиръ, у нас все это уже реализовано ![]() | ||
![]()
Гость
| ||||
| ||||
![]()
borschev
| ||||||
![]() | ||||||
![]()
Гость
| ||
| ||
![]()
Ольга
|
Подскажите пожалуйста где приход указывать?
|
![]()
borschev
| ||||
Я понимаю, что пиво под промывку не продается и вы должны указать, что не продали его, а вылили. Но имеет ли смысл на это "заморачиваться"? Это только усложнит отчетность. Вы не сможете продавать пиво без такой промывки, кроме того часть его всегда останется "в системе" в трубках. Но для ЕГАИС важен факт того, что вы купили это пиво законно и продали его тоже законно. Именно это вы и отразите, подтвердив факт закупки в ЕГАИС и факт продажи в журнале при вскрытии кеги. Если уж совсем хочется всё правильно вести, то регистрируйте продажу каждой кружки в ЕГАИС и журнал формируйте прямо там же, списывая актами "проливное пиво". Тогда все будет точно и максимально правильно. | ||||
![]()
borschev
| ||
| ||
![]()
Анна
|
Добрый день!
Подскажите журнал учета объема розничной продажи если мы ведем в электронном виде с применением системы ЕГАИС, должен ли он дублироваться в бумажно виде и заверяться печатью и подписью? Если на розничной точке проходит проверка и запрашивается журнал, должен ли он распечатываться из Системы ЕГАИС и предоставляться проверяющим? |
![]()
borschev
| ||
| ||
![]()
Ирина
|
Добрый день.
Меня интересует вопрос по заполнению журнала розничной продажи алкоголя в общепите. Конкретно графа 3, заполнение штрихового кода. Журнал ведем вручную. Нужно ли заполнять эту графу, хотя сделать это практически невозможно. |
![]()
borschev
| ||
| ||
![]()
Гость
|
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно нумеровать продажи пива, если один журнал закончился и начинаешь новый. Продолжать нумерацию или начинать с №1?
|
![]()
borschev
| ||
| ||
![]()
Василий
|
Добрый день!
Никак не могу разобраться. Я являюсь управляющим ресторана Subway, соответственно продаем в ресторане только пиво. Наша компания подключена к ЕГАИС. Но на пиво и слабоалкогольные напитки нет функции формирования журнала. Вопрос в следующем: нужно ли мне вести журнал вручную? Или достаточно только подтверждать факты прихода в личном кабинете ЕГАИС? Спасибо! |
![]()
borschev
| ||
Журнал учета объема розничных продаж никак не связан с ЕГАИС. Журнал нужно вести ВСЕМ компаниям, торгующим ЛЮБЫМ алкоголем. Значит и вам нужно заносить в журнал записи о продажах пива. Причем в случае с пивом в кегах продажей считается факт вскрытия кеги. В обсуждении выше приведены ссылки на подробные статьи о правилах ведения журнала. | ||
![]()
Гость
|
Доброго времени суток! У меня вопросто по правилам заполнения бумажного варианта журнала!
Нужно ли подводить ежемесячные, квартальные и отчет за год или достаточно ежедневного отчета продаж? И подскажите, он делается в той же форме, что и ежедневный или достаточно отчета по кодам? Благодарю за скорый ответ! |
![]()
borschev
| ||
http://trade-drive.ru/materialy/publikatsii/1509/ Итоги по продажам алкогольной продукции заполняются с ежедневной периодичностью в разрезе кода вида продукции, наименования продукции и количества. Никаких годовых, квартальных или ежемесячных итогов не предусмотрено. | ||
![]()
Гость
|
Здравствуйте! У нас кафе. Подключены к системе ЕГАИС, где подтверждаем факт закупки. На бумажном носителе заполняем журнал продаж. Нужно ли на основании этого журнала ежедневно проводить списание в ЕГАИС?
|
![]()
borschev
| ||
| ||